17 июня 65 лет назад впервые выполнил полет первый советский реактивный пассажирский самолет Ту-104

Первые советские реактивные! Сегодня 17 июня 65 лет назад впервые выполнил полет первый советский реактивный пассажирский самолет Ту-104.

Ту-104 — первый советский пассажирский самолёт на реактивной тяге. В период с 1956 до октября 1958 года, был единственным эксплуатирующимся реактивным пассажирским авиалайнером в мире.

Самолет Ту-104 был разработан в КБ им. Туполева. Стоит отметить, что конструкторское бюро в годы Великой Отвечественной войны было эвакуировано в Омск, ровно как КБ 293 им. Болховитинова в посёлок Билимбай. На протяжении всех 1418 дней Великой Отечественной войны экипажи частей Красной армии сражались на самолётах, созданных под руководством А. Н. Туполева. В боях использовались как военные, так и гражданские самолёты, строившиеся большими и малыми сериями. Всего в войне участвовало около 5 000 самолётов АНТ и Ту.

Первый полёт Ту-104 совершил 17 июня 1955 года под управлением лётчика-испытателя Ю. Т. Алашеева.

В отличие от своего прародителя Ту-16-го, Ту-104 был ненадёжен, тяжёл, в полёте очень неустойчив и плохо управляем, был склонен к раскачке. Особенно опасным было то, что самолёт резко набирал большую высоту, за потолок, а затем срывался в штопор. По этой причине произошли две катастрофы, в том числе самая известная катастрофа Ту-104 — 17 октября 1958 года, когда рейс Пекин — Москва, пилотируемый экипажем Г. Кузнецова, упал на территории Чувашии. Тем не менее, самолет Ту-104 очень понравился Хрущеву, и он решил непременно лететь на нем в Великобританию в 1956 году. Поскольку проект еще не был доведен до конца, Хрущева пытались уговорить отказаться от таких планов. Однако по приказу сверху Ту-104 пригнали в британскую столицу.

Прибытие советского авиалайнера, по отзывам британской прессы, произвело огромный эффект. На следующий день в Лондон прилетел второй экземпляр Ту-104, с другим номером. В британских газетах появилось сообщение, что это был якобы один и тот же самолет, а «русские попы» «перекрашивают номера на своем опытном самолете». «Русскими попами» назвали русских пилотов, одетых во все черное.

Главный конструктор Туполев обиделся и, во–первых, приказал выделить средства пилотам, чтобы оделись во что–нибудь модное и не черное, а на следующий день — 25 марта 1956 года — прислать в Лондон сразу три Ту-104 одновременно, что и было исполнено.