111 лет со дня рождения Г. Я. Бахчиванджи – летчика-испытателя, капитана по званию, Героя Советского союза

Григорий Яковлевич проводил неоднократные испытания БИ-1 — первого в мире самолёта-ракеты с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД).

Родился 20 февраля 1909 года в станице Бриньковская в наши дни это территория Краснодарского края. По происхождению грек. Член ВКП(б) с 1932 года. Окончил семь классов школы. В рядах Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) с 1931 года. В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году ‒ Оренбургскую школу пилотов, где также учился Ю.А. Гагарин. В том же 1934 году начал карьеру лётчика-испытателя. С начала Великой Отечественной войны на фронте Григорий Яковлевич совершил 65 боевых вылетов. Принял участие в обороне Москвы, лично и в группе сбил 5 вражеских самолётов (по другим данным 6). Дослужился до командира эскадрильи.

По приказу Иосифа Виссарионовича в 1941 года КБ N293 Болховитинова эвакуировали на Урал, в пос. Билимбай. 
Здесь его задачей было проведение испытаний первого самолёта с реактивным двигателем. Жители поселка Билимбай украдкой вспоминали о тех «огненных санях», которые они видели на пруду при испытании двигательной установки. С момента испытания самолета БИ-1 началась эра советской реактивной авиации. Позже летчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин скажет о нем: «Без полёта Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года», что подтверждает ценность опасной и героической работы Г.Я.Бахчиванджи, которая «проложила дорогу в космос». В жизни Гагарина и Бахчиванджи очень много параллелей, которые, по-правде, кажутся мистикой. 

Григорий Бахчиванджи навсегда останется в истории советской и российской ракетно-космической техники. Погиб 27 марта 1943 года во время седьмого испытательного полёта самолета. Лётчик получил задание на достижение максимальной скорости самолета. Григорий Яковлевич выполнил задание, достигнув скорости 800 км/ч на высоте 2000 м.

С точки зрения наблюдателей с земли до момента выключения двигателя полёт проходил по плану, однако потом самолёт вошёл в пике и, не совершая попыток выйти из него, столкнулся с землёй. Лётчик-испытатель Григорий Бахчиванджи погиб 27 марта 1943 года, в этот же день позже погибнет Ю.А. Гагарин. Звание Героя он был удостоен посмертно в 1973 году по Указу Президиума Верховного Совета СССР. 

Похоронен Григорий Бахчиванджи под Екатеринбургом на кладбище посёлка Малый Исток, совсем недалеко от аэропорта «Кольцово». В 60-е годы усилием учителей и школьников из Екатеринбурга были произведены поисковые работы, найдена могила Григория Бахчиванджи.

Представители Фонда «Строганофф» изготовили полномасштабный макет самолёта-ракеты БИ-1 и презентовали его 15.05.2015 в Билимбае, а позже он стал одной из ярких премьер на выставке RAE-2015 в Нижнем Тагиле. 15.05.2017 г. Фонд «Строганофф» установил мемориальную доску им. Г.Я. Бахчиванджи на доме в посёлке Билимбай по ул. Бахчиванджи, дом 1. Сегодня на личных встречах, экскурсиях, исторических мастер-классах, уроках мужества и торжественных мероприятиях мы с любовью и гордостью делимся знаниями о подвиге выдающегося летчика-испытателя Г.Я. Бахчиванджи. 

Продолжается работа над созданием уникально мемориального комплекса в Билимбае у Свято-Троицкого Храма, посвящённого первопроходцам реактивной авиации, космонавтики и труженикам тыла, который украсит легендарный БИ-1, испытанный Г.Я. Бахчиванджи.

Нам есть кем и чем гордиться,
Мы помним и чтим нашу историю!